Миниатюрные педальные автомобили, это настоящее произведение искусства. Нечто большее, чем просто игрушка, а сложный проект объединяющий талант и внимательное отношение к самым мельчайшим деталям.
Их история в России достаточно разнообразно, и берет свое начало еще в дореволюционные времена. По многочисленным свидетельствам, собранным коллекционерами, в те времена была выпущена ограниченная партия из 40 мини-автомобилей Руссо-Балт. Разумеется, до наших времен не дожила ни одна, зато осталась фотография, на которой можно лицезреть этот уникальный раритет.
Создание педальных автомобилей в СССР
Если же говорить о временах СССР, то создание педальных автомобилей началось приблизительно в 30х годах, и создавались они на тех же заводах, что и их старшие собратья, а именно на Московском ЗИС и заводе ЗИМ, расположенном в Нижнем Новгороде.
Тем не менее, важно понимать, что данные изделия создавались не столько для того, чтобы порадовать детскую аудиторию и заниматься успешной массовой продажей педальных мини-автомобилей, а для того, чтобы прорекламировать свои основные товары, а именно полноценные автомобили. По этой причине, объемы выпуска педальных автомобилей были совсем не так велики, как количество желающих обзавестись подобным чудом современной техники
Горьковский завод имени Молотова начал выпускать из отходов производства детские педальные автомобили. Испытание показало, что они развивают скорость до 5 км. в час и легко поддаются управлению.
На снимке — ученики заводской школы на детских автомобилях.
Ну а подобный автомобиль, создавался на Московском заводе АЗЛК. Создан он был для самых маленьких детей, в возрасте до 6 лет и весил 13 килограмм. По тому же принципу и с теми же рекламными целями создавался и знаменитый педальный москвич, ведь именно в это время с конвейеров начала сходить модель Москвич 402 и производители хотели добиться максимальных продаж и популярности по всей стране.
Впрочем, наиболее интересным является то, что педальный москвич унаследовал свою внешность совсем не с полноценного Москвича. Подобная практика часто встречается в сфере создания педальных автомобилей, и далеко не все они полностью копируют свои крупные версии. Чаще всего производители или создавали какой-то общий образ, совмещающий фирменные черты различных моделей одной марки, или же вообще создавал что-то уникальное.
Так педальный москвич с огромной вероятностью получил свою внешность из-за популярной в Европе итальянской педальной машинки марки Giordani. Прямых подтверждений этому факту не существует, но уж очень два этих изделия похожи между собой. Впрочем, не стоит думать, что итальянцы в этом вопросе далеко отошли от наших разработчиков, ведь и дизайн их машинки был позаимствован у американских коллег, с модели Studebaker Champion, выпущенной в 1950 году.
Дизайна всех трех перечисленных выше автомобилей стоит коснуться отдельно. Да, он был очень непривычен для советского человека, однако такое решение оригинальным американским создателям из Studeaker пришло в голову именно потому, что в тот период на огромном подъеме находилась аэрокосмическая сфера, и элементы летальных аппаратов в автомобилестроении пользовались огромной популярностью. В данном случае радиаторная решетка автомобиля была оформлена в виде воздухозаборника от самолета, и это же решение было перенято нашими создателями, из-за чего в народе машинка получила прозвище циклоп.
Интересно, что доподлинно установить дату создания педальных москвичей невозможно, ведь никаких документов на этот счет нет. Тем не менее, большинство исследователей данного вопроса сходятся в том, что произошло это приблизительно в 1960 году, ведь даже номера машинок отображали именно этот год.
Тем не менее, важно отметить, что в 1960 году началось производство Москвичей с цельным кузовом, однако до того также существовала рамная модель. Она имела металлический кузов, варенный контактной сваркой из штампованных деталей. Тем не менее, в нижней части машинки была именно рама, на которую и устанавливалась основная часть.
Данный рамный педальный москвич имел пластиковый руль и такую же пластиковую раму переднего стекла.
Сиденье также было произведено из металла и обшито кожзаменителем. К раме оно прикручивалось с помощь болтов, которые можно было открутить и снова закрутить в другие отверстия, для регулировки высоты.
Колеса работали с помощью втулок скольжения, привычных для более поздних моделей, подшипников, в них не было.
Различные декоративные детали создавались из алюминия и покрывались защитным слоем, хорошо имитировавшим хромированное покрытие.
Передний бампер был усилен с помощью специальной металлической пластины, крепящейся к кузову также на 4 болта, как и сидение.
Еще одной интересной деталью, присутствовавшей на каждом москвиче, вплоть до самой последней модели, выпущенной в 1973 году, стал порядковый номер. Его можно найти на каждой машинке без исключения.
На большинстве педальных москвичей в нижней части кузова помимо штампа с номером не было никаких других элементов, однако коллекционеры знают как минимум о двух машинках, у которых в этой части была штамповка, имитирующая нижнюю часть радиаторной решетки.
Что интересно, такой же элемент имелся на итальянской машинке прообразе, из-за чего коллекционеры предполагают, что штампы были выкуплены как раз у итальянцев, и именно с их помощью делались первые модели. Уже впоследствии, из-за увеличения объемов производства, от такого декоративного элемента решили отказаться.
Важно поднимать, что такой подход был вполне распространен в то время. Страна только отходила от последствий недавно отгремевшей войны, ресурсов практически не было, большинство заводов были либо разрушены, либо переделаны под военные нужды, из-за чего подобное заимствование было наиболее выгодным, рациональным и грамотным шагом. Более поздние модели педальных автомобилей, выпуск которых начался в 1973 году, уже были разработаны специалистами завода АЗЛК, а более поздняя модификация 80х годов заслуженно считается одной из лучших педальных машинок не только СССР, но и всего мира.
Сигнал на педальном москвиче создавался из достаточного низкокачественного пластика, и поскольку устанавливался с внешней части корпуса под правую руку владельца, быстро приходил в негодность. Однако родители многих владельцев быстро придумали устанавливать его внутрь корпуса, значительно увеличивая время его службы.
Интересной деталью педального москвича было настоящее освещение, реализованное с помощью двух полноценных фар, точно таких же, как в велосипедах. Они состояли из отражателя с пластиковым цоколем и патроном под лампы, мощностью 3,5 В. Стоит отметить, что подобное решение было очень новаторским, и появлялось только уже в значительно более поздних изделиях, например в педальной машине Малыш, выпускавшейся в 70х годах на заводе ЧКПЗ.
Источником питания для фар служила батарейка на 4,5 В, которая находилась внутри кузова, и при необходимости ее легко можно было поменять.
Еще один интересный элемент, это кнопка включения фар, так как она была позаимствована у популярных в то время настольных ламп.
Стоит отметить, что заимствование многих деталей педальных москвичей позволяло производителям в значительной степени оптимизировать процесс производства, и добиваться максимальной скорости выпуска. В пиковые годы популярности машинки, она производилась серийно по 200 тысяч экземпляров в год, что было вполне сопоставимо с полноценными взрослыми автомобилями. Однако и этого было недостаточно, машинка все равно была раритетом, быстро раскупалась, и ее владельцы считались настоящими счастливчиками.
Продолжая тему заимствований, можно отметить, что передние фары машинки, это плафоны освещения из автомобиля ГАЗ М20.
Ну а задние фары были взяты с велосипедов ЗИФ.
Еще одним заимствованием является фирменная надпись Москвич, она была взята с Москвича 402. Она размещалась на торпедо, и фактически, именно с ее помощью можно предположить дату начала производства педальных машинок. Такие надписи были только на Москвичах 402 и ранних моделях 407, а вот 402. Коллекционеры предполагают, что как раз с того времени, как надписи перестали устанавливать на 407 москвичи, их и начали ставить на педальные машинки. Если следовать этой логике, то получается, что ориентировочной датой выхода стал 1958 год.
Однако самой главной загадкой, на данный момент является задний номер на машинках. Во всех моделях он оставался неизменным вплоть до окончания их выпуска. На нем было написано ЭЗ 41-11, и исследователи предполагают, что аббревиатура скрывает фразу экспериментальный завод, а вот что имеется в виду под цифрами, до сих пор не ясно.
Давайте более детально рассмотрим модифицированную версию педального Москвича 1960 года. К тому моменту он уже начал выпускаться серийно, а тот факт, что в номере машинки отражался год выпуска, очень удобен с точки зрения исследования данного вопроса. По сравнению с прошлыми моделями отличий было даже очень много. Первое, и самое главное – переход от рамной, к безрамной конструкции кузова. Подобное изменение имело как свои плюсы, так и негативные стороны. Преимущества заключались в большей жесткости и долговечности корпуса, а также в том, что теперь производство происходило намного быстрее, все детали штамповались на одной линии, а затем сваривались.
Однако нельзя не упомянуть и про минусы. Главным стало то, что место крепления сидения стало слабым местом конструкции. С одной стороны, водитель давил на него своим весом, а с другой возникали удары от работающей задней подвески, из-за чего лонжероны лопались, из-за чего машинка полностью выходила из строя, и ее восстановление было практически нереальной задачей.
Зато другие детали стали более качественными. В частности, руль и рама для стекла начала производиться из металла. Теперь она не страдала от случайных ударов и была достаточно долговечна.
Еще одно изменение, это переработка места крепления переднего бампера. В новой модели за это начала отвечать центральная перемычка, которая крепилась к кузову, на ней, к слову, теперь проставлялись серийные номера. Тем не менее, это никак не повлияло на долговечность конструкции и, как и раньше, после нескольких жестких ударов, она приходила в негодность.
Что касается ходовой части, то здесь изменения были только положительными. Колеса теперь оснащались подшипниками. Конечно же, бескамерные колеса машинок продолжали издавать характерное тарахтение при езде, однако теперь шума стало меньше, а езда оказалась намного более плавной и комфортной.
К сожалению, фары не подверглись особым изменениям, и как и в старых версиях часто выпадали от жесткой езды и неожиданных ударов. Зажимы, держащие плафоны довольно быстро ослаблялись и за ними нужно было постоянно следить, для того чтобы не остаться без ценных фар.
Молдинги также подверглись переработке. Ранее они были уникальными, а теперь использовались точно те же, что и на Москвичах 402 и 403, а также на Запорожцах того времени. Правда, для педальных машинок молдинги штамповали из алюминия, в то время, как для больших автомобилей из нержавеющей стали.
В последующие годы также внедрялись различные мелкие изменения, однако они уже не влияли на конструкционную составляющую. Наиболее заметным моментом является появление новых задних фар, которые также использовались в новых велосипедах ХВЗ, произошло это в промежутке между 1964 и 1967 годами.
Только в 1967 году задние номера педальных машинок приобрели знакомый нам вид металлических пластин, на которых был отражен год производства конкретного изделия, а также аббревиатура завода-изготовителя МЗМА – Московского Завода Малолитражных Автомобилей. Уже через год задние номера начали штамповать.
Также штамповка появилась и неподалеку от руля, она оглашала цену машинки, которая в то время равнялась 25 рублям.
Еще спустя один год, в 1969, завод производитель поменял свое название, вместе с ним изменилась и штамповка на заднем номере, теперь там присутствовала аббревиатура АЗЛК.
В то же время поменяло свое расположение надпись Москвич, она переместилась повыше, и красовалась теперь по центру капота.
В целом, на этом изменения закончились до 1973 года, когда свет увидела вторая версия легендарного медального Москвича.
Стоит отметить, что подход к производству новой модели был очень серьезным. Более того, производители ответственно подходили и к вопросам обслуживания, прилагая к каждой машинке полноценную инструкцию, в которой была не только вся техническая информация об изделии, но и список советов по обслуживанию и уходу за приобретением.
Впечатляющие объемы производства можно оценить по фотографиям со сборочных линий завода.
Педальный Москвич выпускался сотнями тысяч экземпляров в год, однако этого было и близко недостаточно для того, чтобы каждый ребенок мог получить заветный автомобиль. В некоторых регионах машинку было просто очень сложно достать, а их высокая стоимость была еще одним негативным фактором. Далеко не каждая, особенно многодетная семья могла позволить себе такое приобретение. При этом сами Москвичи также отправлялись в различные пионерские лагеря, детские сады, и использовались в аттракционах, где ребенок мог только посидеть внутри, но уже не мог самостоятельно управлять миниатюрным транспортным средством.
Довольно часто владельцы педальных Москвичей сами вносили в них какие-то изменения, как конструкционные, так и чисто декоративные. С этими машинками есть сотни и даже тысячи фотографий, глядя на которые можно увидеть популярность самого изделия и тот факт, что распространились они далеко за пределы Советского Союза.
Впрочем, иногда к оформлению Москвичей подходили очень творчески, и раскраивали их под стать каким-то знаковым событиям. Например, очень известной является машинка из журнала «За рулем» выпуска 1961 года, оформленная в честь Юрия Гагарина.
Еще один интересный кадр, это фотография машинок 1968 года, украшенных в честь международного ралли Лондон-Сидней. При этом стоит отметить, что на данном грандиозном соревновании, захватившем половину планеты, советские спортсмены заняли четвертое место, показав очень хорошие результаты, и продемонстрировав надежность и безотказность отечественного автопрома.