Педальный Москвич первой серии (циклоп) – история легенды

Миниатюрные педальные автомобили, это настоящее произведение искусства. Нечто большее, чем просто игрушка, а сложный проект объединяющий талант и внимательное отношение к самым мельчайшим деталям.

Их история в России достаточно разнообразно, и берет свое начало еще в дореволюционные времена. По многочисленным свидетельствам, собранным коллекционерами, в те времена была выпущена ограниченная партия из 40 мини-автомобилей Руссо-Балт. Разумеется, до наших времен не дожила ни одна, зато осталась фотография, на которой можно лицезреть этот уникальный раритет.

pedalniy-moskvich-pervoy-serii-1

Создание педальных автомобилей в СССР

Если же говорить о временах СССР, то создание педальных автомобилей началось приблизительно в 30х годах, и создавались они на тех же заводах, что и их старшие собратья, а именно на Московском ЗИС и заводе ЗИМ, расположенном в Нижнем Новгороде.
Тем не менее, важно понимать, что данные изделия создавались не столько для того, чтобы порадовать детскую аудиторию и заниматься успешной массовой продажей педальных мини-автомобилей, а для того, чтобы прорекламировать свои основные товары, а именно полноценные автомобили. По этой причине, объемы выпуска педальных автомобилей были совсем не так велики, как количество желающих обзавестись подобным чудом современной техники

pedalniy-moskvich-pervoy-serii-3Горьковский завод имени Молотова начал выпускать из отходов производства детские педальные автомобили. Испытание показало, что они развивают скорость до 5 км. в час и легко поддаются управлению.
На снимке — ученики заводской школы на детских автомобилях.

pedalniy-moskvich-pervoy-serii-2 pedalniy-moskvich-pervoy-serii-4

Ну а подобный автомобиль, создавался на Московском заводе АЗЛК. Создан он был для самых маленьких детей, в возрасте до 6 лет и весил 13 килограмм. По тому же принципу и с теми же рекламными целями создавался и знаменитый педальный москвич, ведь именно в это время с конвейеров начала сходить модель Москвич 402 и производители хотели добиться максимальных продаж и популярности по всей стране.

Впрочем, наиболее интересным является то, что педальный москвич унаследовал свою внешность совсем не с полноценного Москвича. Подобная практика часто встречается в сфере создания педальных автомобилей, и далеко не все они полностью копируют свои крупные версии. Чаще всего производители или создавали какой-то общий образ, совмещающий фирменные черты различных моделей одной марки, или же вообще создавал что-то уникальное.

pedalniy-moskvich-pervoy-serii-5 pedalniy-moskvich-pervoy-serii-6

Так педальный москвич с огромной вероятностью получил свою внешность из-за популярной в Европе итальянской педальной машинки марки Giordani. Прямых подтверждений этому факту не существует, но уж очень два этих изделия похожи между собой. Впрочем, не стоит думать, что итальянцы в этом вопросе далеко отошли от наших разработчиков, ведь и дизайн их машинки был позаимствован у американских коллег, с модели Studebaker Champion, выпущенной в 1950 году.

Studebaker Champion

Дизайна всех трех перечисленных выше автомобилей стоит коснуться отдельно. Да, он был очень непривычен для советского человека, однако такое решение оригинальным американским создателям из Studeaker пришло в голову именно потому, что в тот период на огромном подъеме находилась аэрокосмическая сфера, и элементы летальных аппаратов в автомобилестроении пользовались огромной популярностью. В данном случае радиаторная решетка автомобиля была оформлена в виде воздухозаборника от самолета, и это же решение было перенято нашими создателями, из-за чего в народе машинка получила прозвище циклоп.

Интересно, что доподлинно установить дату создания педальных москвичей невозможно, ведь никаких документов на этот счет нет. Тем не менее, большинство исследователей данного вопроса сходятся в том, что произошло это приблизительно в 1960 году, ведь даже номера машинок отображали именно этот год.

Тем не менее, важно отметить, что в 1960 году началось производство Москвичей с цельным кузовом, однако до того также существовала рамная модель. Она имела металлический кузов, варенный контактной сваркой из штампованных деталей. Тем не менее, в нижней части машинки была именно рама, на которую и устанавливалась основная часть.

pedalniy-moskvich-pervoy-serii-8
pedalniy-moskvich-pervoy-serii-9  pedalniy-moskvich-pervoy-serii-10

Данный рамный педальный москвич имел пластиковый руль и такую же пластиковую раму переднего стекла.

педальный москвич первой серии с пластиковой рамкой лобового стекла

Сиденье также было произведено из металла и обшито кожзаменителем. К раме оно прикручивалось с помощь болтов, которые можно было открутить и снова закрутить в другие отверстия, для регулировки высоты.

Колеса работали с помощью втулок скольжения, привычных для более поздних моделей, подшипников, в них не было.

pedalniy-moskvich-pervoy-serii-12 pedalniy-moskvich-pervoy-serii-13

Различные декоративные детали создавались из алюминия и покрывались защитным слоем, хорошо имитировавшим хромированное покрытие.

Передний бампер был усилен с помощью специальной металлической пластины, крепящейся к кузову также на 4 болта, как и сидение.

34567

Еще одной интересной деталью, присутствовавшей на каждом москвиче, вплоть до самой последней модели, выпущенной в 1973 году, стал порядковый номер. Его можно найти на каждой машинке без исключения.

34564

На большинстве педальных москвичей в нижней части кузова помимо штампа с номером не было никаких других элементов, однако коллекционеры знают как минимум о двух машинках, у которых в этой части была штамповка, имитирующая нижнюю часть радиаторной решетки.

выштамповки радиаторов решетки на москвиче педальном первой серии

выштамповки радиаторов решетки на москвиче педальном первой серии

выштамповки радиаторов решетки на москвиче педальном первой серии

выштамповки радиаторов решетки на москвиче педальном первой серии

Что интересно, такой же элемент имелся на итальянской машинке прообразе, из-за чего коллекционеры предполагают, что штампы были выкуплены как раз у итальянцев, и именно с их помощью делались первые модели. Уже впоследствии, из-за увеличения объемов производства, от такого декоративного элемента решили отказаться.

Важно поднимать, что такой подход был вполне распространен в то время. Страна только отходила от последствий недавно отгремевшей войны,  ресурсов практически не было, большинство заводов были либо разрушены, либо переделаны под военные нужды, из-за чего подобное заимствование было наиболее выгодным, рациональным и грамотным шагом. Более поздние модели педальных автомобилей, выпуск которых начался в 1973 году, уже были разработаны специалистами завода АЗЛК, а более поздняя модификация 80х годов заслуженно считается одной из лучших педальных машинок не только СССР, но и всего мира.

Сигнал на педальном москвиче создавался из достаточного низкокачественного пластика, и поскольку устанавливался с внешней части корпуса под правую руку владельца, быстро приходил в негодность. Однако родители многих владельцев быстро придумали устанавливать его внутрь корпуса, значительно увеличивая время его службы.

сигнал педального москвича

годок на педальный москвич первой серии

Интересной деталью педального москвича было настоящее освещение, реализованное с помощью двух полноценных фар, точно таких же, как в велосипедах. Они состояли из отражателя с пластиковым цоколем и патроном под лампы, мощностью 3,5 В. Стоит отметить, что подобное решение было очень новаторским, и появлялось только уже в значительно более поздних изделиях, например в педальной машине Малыш, выпускавшейся в 70х годах на заводе ЧКПЗ.

свет фар педальный москвич первой серии

Источником питания для фар служила батарейка на 4,5 В, которая находилась внутри кузова, и при необходимости ее легко можно было поменять.

Еще один интересный элемент, это кнопка включения фар, так как она была позаимствована у популярных в то время настольных ламп.

кнопка включения фар педальный москвич лампы СССР

Стоит отметить, что заимствование многих деталей педальных москвичей позволяло производителям в значительной степени оптимизировать процесс производства, и добиваться максимальной скорости выпуска. В пиковые годы популярности машинки, она производилась серийно по 200 тысяч экземпляров в год, что было вполне сопоставимо с полноценными взрослыми автомобилями. Однако и этого было недостаточно, машинка все равно была раритетом, быстро раскупалась, и ее владельцы считались настоящими счастливчиками.

педальный москвич первой серии

Продолжая тему заимствований, можно отметить, что передние фары машинки, это плафоны освещения из автомобиля ГАЗ М20.

0099a3ba467

Ну а задние фары были взяты с велосипедов ЗИФ.

6576575 7656734

Еще одним заимствованием является фирменная надпись Москвич, она была взята с Москвича 402. Она размещалась на торпедо, и фактически, именно с ее помощью можно предположить дату начала производства педальных машинок. Такие надписи были только на Москвичах 402 и ранних моделях 407, а вот 402. Коллекционеры предполагают, что как раз с того времени, как надписи перестали устанавливать на 407 москвичи, их и начали ставить на педальные машинки. Если следовать этой логике, то получается, что ориентировочной датой выхода стал 1958 год.

879678

Однако самой главной загадкой, на данный момент является задний номер на машинках. Во всех моделях он оставался неизменным вплоть до окончания их выпуска. На нем было написано ЭЗ 41-11, и исследователи предполагают, что аббревиатура скрывает фразу экспериментальный завод, а вот что имеется в виду под цифрами, до сих пор не ясно.

qf24q3r 32r23r

Давайте более детально рассмотрим модифицированную версию педального Москвича 1960 года. К тому моменту он уже начал выпускаться серийно, а тот факт, что в номере машинки отражался год выпуска, очень удобен с точки зрения исследования данного вопроса. По сравнению с прошлыми моделями отличий было даже очень много. Первое, и самое главное – переход от рамной, к безрамной конструкции кузова. Подобное изменение имело как свои плюсы, так и негативные стороны. Преимущества заключались в большей жесткости и долговечности корпуса, а также в том, что теперь производство происходило намного быстрее, все детали штамповались на одной линии, а затем сваривались.

Педальный Москвич - номер на кузове

Однако нельзя не упомянуть и про минусы. Главным стало то, что место крепления сидения стало слабым местом конструкции. С одной стороны, водитель давил на него своим весом, а с другой возникали удары от работающей задней подвески, из-за чего лонжероны лопались, из-за чего машинка полностью выходила из строя, и ее восстановление было практически нереальной задачей.

треснутый лонжерон на педальном Москвиче Педальный Москвич - сломанный лонжерон

Зато другие детали стали более качественными. В частности, руль и рама для стекла начала производиться из металла. Теперь она не страдала от случайных ударов и была достаточно долговечна.

пластиковая рамка на педальном Москвиче первой серии

Еще одно изменение, это переработка места крепления переднего бампера. В новой модели за это начала отвечать центральная перемычка, которая крепилась к кузову, на ней, к слову, теперь проставлялись серийные номера. Тем не менее, это никак не повлияло на долговечность конструкции и, как и раньше, после нескольких жестких ударов, она приходила в негодность.

кронштейн крепления переднего бампера на педальный Москвич первой серии

кронштейн крепления переднего бампера на педальный Москвич первой серии

Что касается ходовой части, то здесь изменения были только положительными. Колеса  теперь оснащались подшипниками. Конечно же, бескамерные колеса машинок продолжали издавать характерное тарахтение при езде, однако теперь шума стало меньше, а езда оказалась намного более плавной и комфортной.

ходовая на педальном Москвиче первой серии рулевая на педальном Москвиче первой серии

К сожалению, фары не подверглись особым изменениям, и как и в старых версиях часто выпадали от жесткой езды и неожиданных ударов. Зажимы, держащие плафоны довольно быстро ослаблялись и за ними нужно было постоянно следить, для того чтобы не остаться без ценных фар.

фары педальный Москвич первой серии

фары педальный Москвич первой серии

Молдинги также подверглись переработке. Ранее они были уникальными, а теперь использовались точно те же, что и на Москвичах 402 и 403, а также на Запорожцах того времени. Правда, для педальных машинок молдинги штамповали из алюминия, в то время, как для больших автомобилей из нержавеющей стали.

молдинг на педальный Москвич первой серии ранний молдинг на педальный Москвич первой серии молдинг Запорожец Молдинг Москвич

В последующие годы также внедрялись различные мелкие изменения, однако они уже не влияли на конструкционную составляющую. Наиболее заметным моментом является появление новых задних фар, которые также использовались в новых велосипедах ХВЗ, произошло это в промежутке между 1964 и 1967 годами.

Ранние задние фонари педальный Москвич первой серии Задние фонари педальный Москвич первой серии Задние фонари педальный Москвич первой серии

Только в 1967 году задние номера педальных машинок приобрели знакомый нам вид металлических пластин, на которых был отражен год производства конкретного изделия, а также аббревиатура завода-изготовителя МЗМА – Московского Завода Малолитражных Автомобилей. Уже через год задние номера начали штамповать.

342r3324
412r234r
234r32r

Также штамповка появилась и неподалеку от руля, она оглашала цену машинки, которая в то время равнялась 25 рублям.

3e3e

Еще спустя один год, в 1969, завод производитель поменял свое название, вместе с ним изменилась и штамповка на заднем номере, теперь там присутствовала аббревиатура АЗЛК.
4r4r
3e3e4r

В то же время поменяло свое расположение надпись Москвич, она переместилась повыше, и красовалась теперь по центру капота.

3e3r4 4r43e3

В целом, на этом изменения закончились до 1973 года, когда свет увидела вторая версия легендарного медального Москвича.

4r3e 4r4666r

Стоит отметить, что подход к производству новой модели был очень серьезным. Более того, производители ответственно подходили и к вопросам обслуживания, прилагая к каждой машинке полноценную инструкцию, в которой была не только вся техническая информация об изделии, но и список советов по обслуживанию и уходу за приобретением.

i1
i2i3 i4   i5i6 i7  i8 i9

Впечатляющие объемы производства можно оценить по фотографиям со сборочных линий завода.

32d23d23 2332e2 2dsqs 2dq2e 45t5t54

Педальный Москвич выпускался сотнями тысяч экземпляров в год, однако этого было и близко недостаточно для того, чтобы каждый ребенок мог получить заветный автомобиль. В некоторых регионах машинку было просто очень сложно достать, а их высокая стоимость была еще одним негативным фактором. Далеко не каждая, особенно многодетная семья могла позволить себе такое приобретение.  При этом сами Москвичи также отправлялись в различные пионерские лагеря, детские сады, и использовались в аттракционах, где ребенок мог только посидеть внутри, но уже не мог самостоятельно управлять миниатюрным транспортным средством.

Довольно часто владельцы педальных Москвичей сами вносили в них какие-то изменения, как конструкционные, так и чисто декоративные. С этими машинками есть сотни и даже тысячи фотографий, глядя на которые можно увидеть популярность самого изделия и тот факт, что распространились они далеко за пределы Советского Союза.

Впрочем, иногда к оформлению Москвичей подходили очень творчески, и раскраивали их под стать каким-то знаковым событиям. Например, очень известной является машинка из журнала «За рулем» выпуска 1961 года, оформленная в честь Юрия Гагарина.

Еще один интересный кадр, это фотография машинок 1968 года, украшенных в честь международного ралли Лондон-Сидней. При этом стоит отметить, что на данном грандиозном соревновании, захватившем половину планеты, советские спортсмены заняли четвертое место, показав очень хорошие результаты, и продемонстрировав надежность и безотказность отечественного автопрома.

4к4к3 6y5y56y 7u67u7 7u656 67u65t y665y56